Август навсегда

В шестнадцатом веке в Вену пришли торговцы из Османской империи, которые везли с собой всевозможные товары. Среди тканей и специй, в караванах оказались цветы, понравившиеся послу Австрии в Стамбуле. Эти растения появились в Центральной Азии, но за счёт красоты быстро стали пробивать себе дорогу в Европу, чтобы обосноваться в стране, которая теперь безотрывно ассоциируется с ними. Так в Нидерландах появились тюльпаны.

Распространение тюльпанов носило не только эстетический, а ещё и экономический характер. В начале семнадцатого века выращиванием занимались даже рядовые граждане, засаживая цветами придомовые участки. Тюльпаны символизировали богатство и приносили доход. Пиковой точкой роста цен считается 1637 год, тогда за одну редкую луковицу назначили цену в 10 000 гульденов, чего хватало для покупки дома на канале в Амстердаме. Для точности расчётов луковицы взвешивали аптечными весами. В конечном итоге, перенасыщение рынка привело к обесцениваю товара и потере денег садоводами.
Но среди разнообразия цветов и размеров выделялся сорт, который хотел заполучить каждый — Semper Augustus, что переводится как «август навсегда».

Впервые эти цветы обнаружил в 1576 году Каролус Клузиус — ботаник и основатель голландской цветочной индустрии. Тюльпаны этого сорта отличались пёстрой окраской и острыми лепестками. Неразвитая селекция же затрудняла выведение такого окраса искусственным путём. Только в прошлом веке учёные определили, что причиной своеобразного внешнего вида стало поражение луковиц вирусом TBV.
Редкость цветка усиливала привлекательность и интерес. Во время роста популярности тюльпанного цветоводства, ходили слухи об оставшихся двенадцати экземплярах Semper Augustus. Считается, что луковицы принадлежали одному человеку — чиновнику и директору голландской Ост-Индской компании по имени Адриан Поув. Предполагаемый владелец наотрез отказался продавать растения, даже за названные десять тысяч, что в дальнейшем привело к потере вида.

Вирус не только провоцировал удивительные цветовые узоры, а также ослаблял луковицу, включая появляющиеся отростки. С каждым последующим поколением цветы деградировали сильнее, пока не стали слишком слабыми для цветения, и генетическая линия вымерла.
Пытаясь вернуть к жизни «вечный август», садоводы на протяжении веков выводили породы без вируса, с соответствующими пёстрыми вспышками на лепестках. Среди полученных результатов выделяют сорта World Expression, Happy Generation и Sorbet.

Нидерланды преодолели кризис и остаются в числе лидеров цветочной индустрии. Результаты селекции ежегодно радуют новыми сортами. Тюльпаны больше не стоят как дом в столице Голландии. И только спонтанность природы по-прежнему невозможно повторить.