Цветочная классика

Цветочная классика

Слово «классика» присвоено музыкой в 20 веке, после того, как композиторы начали формировать закрытую музыкальную среду противопоставляясь новым жанрам. Это понятие приписывали с вызовом: «это не современная музыка». Корректнее называть это направление академический музыкой, тем более в нынешних условиях, где сохраняемая актуальность теперь применима к джазу и року.

Но сегодня речь об одном конкретном академическом произведении, что путешествовало мыслями в голове создателя, из Петербурга во Францию и обратно.

Роза на рояле
Цветы и музыка

В 1890 году Пётр Ильич Чайковский приступил к сочинению музыки для балета «Щелкунчик», который планировали поставить в Мариинском Театре. Литературной основой стала книга «Щелкунчик и Мышиный король» за авторством Гофмана. Предполагалась такая постановка, которая поразит публику. Однако, работа над рождественской сказкой у композитора не пошла. Пётр Ильич с трудом готовил материал для уже поставленной хореографии. Ощущая постоянное давление, продолжая писать в разъездах, работу Чайковский закончил через два года.

Балет Чайковского
Вальс цветов

Многосложная структура балета во втором акте приходит к вальсу. Сюжетно это происходит, когда принц с возлюбленной останавливаются на лугу усеянном цветами. В этот момент начинается композиция с духовыми и арфой, подчёркивающая сказочность и чувство приближающегося счастливого финала. Основу произведения формирует духовая секция, но постепенно, развитие поддерживают струнные, создавая плавное, танцевальное настроение.

Пуанты
Балет Чайковского

Вальс структурно делиться на три части. В танце, цветы поднимаются и окружают героев, это торжественное оформление идеи победы над антагонистами. Центральная, романтическая часть, создаёт чувство кружения и невесомости. В конце, оркестр полным составом завершает эту прогулку победивших героев доводя до эмоционального и звукового пика музыкальную часть балета. Возможно, из-за такой понятной и чёткой картины мира подаренной композитором слушателям, «Вальс цветов» и не теряет позиций в репертуаре мировых площадок.

Белые цветы
Цветы для балета

Цветы в этом произведении играют роль не только отсылки к визуальному образу. Чайковский через эту форму средствами музыки рассказывает, что счастье мимолётно, словно весеннее цветение, а каждому цветку приходится бороться чтобы вытянуться к солнцу.

Вальс цветов — праздник романтизма и красоты, но кроме того, это жизнеутверждающее произведение. Цветок пробьётся через землю и сорные травы, чтобы впитать солнечный свет и радовать мир естественной красотой. Тогда, от одного только взгляда на такое торжество жизни, в сердцах зазвучит светлая музыка вальса.