Гражданин Кейн, или как бутон розы стал киносимволом

Большинство топов величайших фильмов всех времён и народов, либо заканчивается дебютной картиной Орсона Уэллса, либо упоминает «Гражданина Кейна» в качестве примера вне конкуренции. На постсоветском пространстве фильм не получил столь массового признания или культового статуса, и популярен скорее у синефилов. Молодое же поколение пришло к работе Орсона Уэллса в 2020, через историю сценариста Германа Манковича, которую экранизировал Дэвид Финчер.
Что же это за фильм? Почему он великий? И при чём тут роза?
«Гражданин Кейн» вышел на экраны в 1941 году. Режиссёром, продюсером, главным актёром и одним из сценаристов выступил двадцатипятилетний Орсон Уэллс. На тот момент, Уэллс имел статус вундеркинда и модного постановщика работавшего в театре и на радио. Финансовую часть взяла на себя студия RKO, отдав в руки юного таланта управление всеми творческими процессами, включая финальный монтаж, что было невероятно для старого Голливуда. Главным условием фирмы было — не превышать бюджет.

Для кинодебюта Уэллс предложил совместно поработать над текстом талантливому, но крайне неблагонадёжному сценаристу — Герману Манковичу. Впоследствии, это сотрудничество породит слухи и споры, о том, кто же стал основным автором произведения. Наиболее сильная критика на Уэллса обрушится уже спустя десятилетия, в эссе на пятьдесят тысяч слов, кинокритика Полин Кейл.
Фильм начинается со смерти газетного медиамагната Чарльза Фостера Кейна. Он умирает в одиночестве, в своём замке заполненном произведениями искусства самого разного вида и ценности. Из руки умершего выпадает стеклянный шар с домиком присыпанным снегом. Последние произнесённые им слова: rosebud, то есть «розовый бутон», над разгадкой значения которых в течении фильма бьётся журналист оправленный редакцией для написания материала о смерти Кейна.

Личность и становление гражданина Кейна в фильме раскрывают через флэшбеки — истории, рассказанные журналисту людьми знавшими покойного миллиардера. Расследование корреспондента в конечном итоге заходит в тупик, никто так и не узнаёт, что за «розовый бутон» имел ввиду Кейн. Что это была за вещь, которую он так и не смог получить, не смотря на свой статус и богатство? Зрителю же, в последних кадрах показывают, как во время расчистки замка от не представляющих ценности личных вещей бывшего владельца, в печь кидают детские санки с надпись Rosebud.
Полин Кейл утверждала, что символ придумал именно Манкович. Уэллс, в свою очередь, говорил, что этот элемент нравился ему меньше всего, так как представлял собой «дешёвый фрейдизм». По другой версии, оба сценариста банально не придумали ничего лучше.

Так или иначе, «Гражданин Кейн», помимо революционной операторской работы, возвышении роли режиссёра и изменения самого структурного подхода к созданию кино, оставил в массовом сознании один из наиболее известных киносимволов. Содержит ли бутон розы в себе фрейдистское значение, отсылка ли это к юности и непорочности или художественный образ утерянного детства и разлуки с родителями, уже не важно. Символ получился на столько ярким, что цвет нарисованной розы виден даже через чёрно-белое изображение.