Гражданин Кейн, или как бутон розы стал киносимволом

Гражданин Кейн, или как бутон розы стал киносимволом

Большинство топов величайших фильмов всех времён и народов, либо заканчивается дебютной картиной Орсона Уэллса, либо упоминает «Гражданина Кейна» в качестве примера вне конкуренции. На постсоветском пространстве фильм не получил столь массового признания или культового статуса, и популярен скорее у синефилов. Молодое же поколение пришло к работе Орсона Уэллса в 2020, через историю сценариста Германа Манковича, которую экранизировал Дэвид Финчер.

Что же это за фильм? Почему он великий? И при чём тут роза?

«Гражданин Кейн» вышел на экраны в 1941 году. Режиссёром, продюсером, главным актёром и одним из сценаристов выступил двадцатипятилетний Орсон Уэллс. На тот момент, Уэллс имел статус вундеркинда и модного постановщика работавшего в театре и на радио. Финансовую часть взяла на себя студия RKO, отдав в руки юного таланта управление всеми творческими процессами, включая финальный монтаж, что было невероятно для старого Голливуда. Главным условием фирмы было — не превышать бюджет.

https://irs.www.warnerbros.com/gallery-v2-jpeg/movies/file/ajax/fieldimage/und/form-zuib26z-us7kupiwd9yzojtkp7aloxmnc2jth4rha3o/citizen_kane_photo6.jpg
Кадр из фильма "Гражданин Кейн" (www.warnerbros.com)

Для кинодебюта Уэллс предложил совместно поработать над текстом талантливому, но крайне неблагонадёжному сценаристу — Герману Манковичу. Впоследствии, это сотрудничество породит слухи и споры, о том, кто же стал основным автором произведения. Наиболее сильная критика на Уэллса обрушится уже спустя десятилетия, в эссе на пятьдесят тысяч слов, кинокритика Полин Кейл.

Фильм начинается со смерти газетного медиамагната Чарльза Фостера Кейна. Он умирает в одиночестве, в своём замке заполненном произведениями искусства самого разного вида и ценности. Из руки умершего выпадает стеклянный шар с домиком присыпанным снегом. Последние произнесённые им слова: rosebud, то есть «розовый бутон», над разгадкой значения которых в течении фильма бьётся журналист оправленный редакцией для написания материала о смерти Кейна.

https://irs.www.warnerbros.com/gallery-v2-jpeg/movies/file/ajax/fieldimage/und/form-zuib26z-us7kupiwd9yzojtkp7aloxmnc2jth4rha3o/citizen_kane_photo2.jpg
Кадр из фильма. Снежный шар (www.warnerbros.com)

Личность и становление гражданина Кейна в фильме раскрывают через флэшбеки — истории, рассказанные журналисту людьми знавшими покойного миллиардера. Расследование корреспондента в конечном итоге заходит в тупик, никто так и не узнаёт, что за «розовый бутон» имел ввиду Кейн. Что это была за вещь, которую он так и не смог получить, не смотря на свой статус и богатство? Зрителю же, в последних кадрах показывают, как во время расчистки замка от не представляющих ценности личных вещей бывшего владельца, в печь кидают детские санки с надпись Rosebud.

Полин Кейл утверждала, что символ придумал именно Манкович. Уэллс, в свою очередь, говорил, что этот элемент нравился ему меньше всего, так как представлял собой «дешёвый фрейдизм». По другой версии, оба сценариста банально не придумали ничего лучше.

https://irs.www.warnerbros.com/gallery-v2-jpeg/movies/file/ajax/fieldimage/und/form-zuib26z-us7kupiwd9yzojtkp7aloxmnc2jth4rha3o/citizen_kane_photo40.jpg
Детские сани. Гражданин Кейн (www.warnerbros.com)

Так или иначе, «Гражданин Кейн», помимо революционной операторской работы, возвышении роли режиссёра и изменения самого структурного подхода к созданию кино, оставил в массовом сознании один из наиболее известных киносимволов. Содержит ли бутон розы в себе фрейдистское значение, отсылка ли это к юности и непорочности или художественный образ утерянного детства и разлуки с родителями, уже не важно. Символ получился на столько ярким, что цвет нарисованной розы виден даже через чёрно-белое изображение.