Синий георгин

Синий георгин

В блоге выходил разбор фильма, которой считается главной картиной в мировом синематографе — «Гражданин Кейн», снятый Орсоном Уэллсом и обсуждаемый по сей день. В том тексте, фильм рассматривался через призму использования образа цветка — бутона розы, как киносимвола. Этот материал продолжает исследование культурной взаимосвязи массового искусства и цветов, в их символическом восприятии.

Первый момент требующий объяснения — понятие нуара. Термин заимствует названием французское слово «чёрный», создавая основную характеристику этого направления в кинематографе. Изначально, так называли черно-белые фильмы с детективным сюжетом. Своё распространение нуар получил в сороковые и пятидесятые годы в США, ухватив душ шпионских драм и минорно-подозрительную интонацию военного и послевоенного времени.

Нуарное кино

Эталоном жанра считает «Мальтийский сокол» Джона Хьюстона, который вышел в прокат в 1941 году, а на исходе периода классического нуара, в конце пятидесятых, к представителям жанра относят таких классиков как Альфред Хичкок с его «Головокружением» и упомянутого ранее Орсона Уэллса с картиной «Печать зла».

Разумеется, нуар продолжил существовать и после шестидесятых, как в виде варианта для стилистических отсылок и заимствований, так и в изменённом формате – неонуара. В качестве примера последнего вспоминается фильм Алекса Пройаса, «Тёмный город», а вот отсылки к жанру легко найти даже в самом массовом продукте последних лет, анимационном фильме о Человеке-Пауке, где буквально вводится персонаж в стиле нуар.

Картина в этом разборе же относится к классическому периоду. Вышедший в 1946 году фильм снят Джорджем Маршаллом и называется «Синий георгин».

"Синий георгин". Афиша

Для начала, коротко о сюжете фильма. Действие происходит в Соединённых Штатах Америки, сразу после Второй мировой. История строится вокруг отношений главного героя, который вернулся с войны, и его жены, которая пытается разорвать брак. По канонам жанра, отправным событием ставится убийство, после которого начинается череда событий, а главному герою проходится начать собственное расследование, попутно убеждая армейских друзей в собственной невиновности, и сбегая от выслеживающих его как полицейских, так и гангстеров. Распутывается клубок сюжетных линий в драматической сцене с ложным обвинением и возмездием для преступника.

Синие лепестки

«Синий георгин» непосредственно в фильме — это ночной клуб, у которого начинается и в котором заканчивается сюжет, а кроме того, цветы синего георгина используются как часть интерьера в нескольких сценах. В чём же заключается художественное решение использовать этот цветочный образ?

На языке цветов, синий — символизирует верность и постоянство, ведь это цвет неба, которое неизменно над головами людей. Георгины, в одном из толкований значения, также определяются как символ надёжных отношений и преданности. Второй вариант объяснения, приписывает цветам выражение благородства и целеустремлённости. Именно по этой причине, сцена с подозрениями в неверности, происходящая в начале фильма между главным героем и его женой, случается возле клуба. Кинематографическое выражение, что стабильность утеряна.

Так, средствами киноязыка, режиссёр показывает, что осыпающиеся лепестки синего георгина, помимо очевидной метафоры смерти одних героев и падению доверия между другими, передают моменты утраты надежды и уверенности в собственной правоте. С другой стороны, оторванные одной из героинь лепестки георгина, можно истолковать как попытку найти путь к месту успокоения. Финал картины, разворачивается уже внутри клуба, то есть герои символически возвращаются к стабильности и необходимости завершишь начатое.

Синий цветок

Синий георгин, не смотря на визуальную антитезу, нельзя прямо сравнить с розовым бутоном из «Гражданина Кейна», всё же в случае с картиной Уэллса, символ считался одной из слабейших черт, знание о котором, при этом, выполняло функцию макгаффина. В «Синем георгине» же, символизм считывается достаточно очевидно, и без фрейдистских отсылок, которыми был так недоволен Уэллс.

Такие произведения развивали визуальное повествование, что сделало кино тоньше и иносказательнее. Хочется верить, что традиция говорить о важным вещах через образы цветов, сохраниться и будет дальше использоваться сценаристами и режиссёрами.