Цветы зла

Цветы зла

Поэт не обходится без образа. Легенды о том как Пушкин написал стих о розе, чем поразил друзей, с удовольствием пересказывается каждым поколением гидов и литературоведов. Если вдохновение лежит в плоскости движения маятника между счастьем и страданием, то образами воплощающими чувства и переживания выступают стихии, природные объекты, животные, растения, и список этот длится.

Тёмные цветы

Так, воплощая свободу, в голове рисуется небесная синева и вольные птицы, а может гладь далёких морей. Страсть связывают с огнём. А мимолётность и непостоянство красоты, с цветами, что увядают, оставляя в ярких образах одни воспоминания о прошлом.

Как небо, всем дарит, как птицы, как цветы,
Свой аромат и песнь и прелесть чистоты.

Но чтобы связать цветы и безразличие, отчаяние и меланхолию, придётся возвратиться в середину девятнадцатого века, и стать французским поэтом-символистом.

Цветы зла

В 1857 году вышло первое издание сборника стихов Шарля Бодлера, «Цветы зла». Произведение из 6 частей, которые по меркам времени считалось аморальным и нападающим на церковные устои. Бодлера судили и в качестве наказания назначили штраф. Шесть стихотворений удалили из сборника. Отменили то решение суда через девяносто два года, в 1949.

Ночные цветы
О новые цветы, невиданные грезы,
В земле размоченной и рыхлой, как песок,
Вам не дано впитать животворящий сок!

«Цветы зла» — перепрочтение Бодлером произведения Данте. Блуждающая душа в поисках смысла и ответов. На это указывает и первоначальное издание части произведения в сборнике «Лимб», то есть, в первом кругу ада. В ином же толковании, это место не относится к аду. В лимбе остаются души тех, кто будучи безгрешным, не заслужил попасть в христианский рай, что тоже коррелирует с терзаниями главного героя сборника.

Фиолетовые цветы

Структура произведения указывает на путешествие, в котором цветам зла отведена четвёртая часть. Этап, когда герой произведения скатывается в пороки, не в состоянии найти целей для себя. Цветы здесь, как воплощение слабостей. Притягательные и манящие образы удовольствия, что разрушают персонажа, заставляют искать забвения.

И вас, красавица, и вас коснется тленье,
И вы сгниете до костей,
Одетая в цветы под скорбные моленья,
Добыча гробовых гостей.
Красные орхидеи

Произведение Бодлера, как попытка говорить через красоту об отталкивающих вещах. В одном стихотворение даже идёт прямое сравнение цветов и трупа. Возможно, автор видел в образе растений пугающий симбиоз опасности и привлекательности, что создаёт зависимость, освободившись от которой, лирический герой, вероятно, мог бы стать счастливее. Бодлер же приходит в выводу, что только смерть приносит успокоение, и никакой надежды на иной исход. Истина справедливая для всех, и для людей, и для цветов.